Статьи, публикации
Классификация кистей: формы рабочей части
Профессиональная кисть дольше служит, дает лучшие результаты и большее удовлетворение от процесса работы или обучения, поэтому определяющим критерием является качество инструмента. Выбор вида кисти во многом зависит от предпочтений, опыта художника и видов красок, которыми он работает. Базовые аспекты использования разных типов кистей приведены в данной таблице:
Тип/ форма кисти | Описание | Область использования | Волос, используемый для производства кисти |
Круглая | Круглая обойма, округлый кончик. Широкий ряд размеров, длин и ценовой диапазон | Самые распространенные и наиболее универсальные кисти. Подходят для детальной проработки, размывки, заполнения, нанесения линий от тонких до толстых, разметки пятнами основной композиции на начальных стадиях работы. Используется практически во всех видах живописи. | Любой натуральный Синтетика |
Плоская | Плоская обойма. Выставка прямоугольной формы, состоит из средних и длинных волос. | Для создания рельефных, широких мазков. Для получения эффектов корпусной живописи используйте плотные краски. Используется при смешении цветов. | Натур. волос (колонок белка соболь мангуста щетина барсук хорек енот и пр.) Синтетика |
Плоская с укороченной выставкой | Плоская обойма. Выставка состоит из коротких волос. Обычно выпускается с удлиненной ручкой. Ширина и длина выставки кисти обычно практически одинакова. | Для создания коротких мазков. Удобна при использовании плотных, тяжелых красок для создания эффекта пастозной живописи. Оставляет сильно текстурированные прямоугольные следы. | Натуральный волос (колонок белка соболь мангуста щетина барсук хорек енот и пр.) Синтетика |
Овальная | Плоская обойма. Выставка овальная. Натуральный волос более удобен для смешивания, поскольку при намокании волоски держатся вместе. | Для создания мягких, округлых и клиновидных мазков, смешивания, размывания, корпусной живописи, смягчения краев. | Натуральный волос Синтетика |
Срезанная | Плоская обойма. Выставка трапециевидной формы. | Для создания эффектов игры света и тени, для нанесения очень тонких линий, прорисовки. Подходит для корпусной живописи, создания текстуры | Синтетика Щетина Хорек |
Веерная | Плоская обойма, форма выставки напоминает развернутый веер. Натуральный волос более удобен для смешивания, а синтетический идеально подходит для создания текстуры. | Для создания гладких мазков, плавных градаций тона, смешивания, специальных эффектов и текстур. Может использоваться при золочении. | Колонок Щетина Барсук и другой натуральный волос Синтетика |
Лайнер (шлиппер) | Для выставки подбирается очень длинный волос, кончик рабочей части заострен. Обойма круглая. | Для тонкого письма, создания эффектов игры света и тени, контуров и набросков, а также длинных мазков. Используется в водорастворимой живописи, каллиграфии, декоративном искусстве, иконописи. | Колонок Соболь Ушной волос Синтетика |
Лапка (лампензель) | Плоская кисть с очень тонкой рабочей частью полукруглой (или прямоугольной) формы, состоящей из мягкого длинного волоса. | Для золочения и реставрации. Предназначена для работы с листовым сусальным золотом, поталью. | Белка Куница Синтетика |
Кошачий язычок | Плоская обойма. Выставка овальная более вытянутая по центру. Кисть может работать двумя сторонами: широкой как плоская кисть и боковой как круглая. | Для создания мягких, округлых и клиновидных мазков, смешивания, размывания, корпусной живописи, смягчения краев. | Белка Колонок |
Трафаретная кисть | Круглая обойма. Кончик кисти тупой (прямая форма рабочей части). | Для каллиграфии, плакатной живописи, покрытия работы лаком, отделочных работ, нанесения грунта. | Белка Щетина Ушной волос |
Кисти для работы с большими поверхностями. Флейц. | Формы выставки подобных кистей разнообразны. Овальная кисть имеет мягкую закругленную форму выставки без ярко выраженного кончика и плоскую обойму. Кисть для адсорбирования круглая - наиболее объемный вариант кисти для работы с большими поверхностями, сделанная из мягкого адсорбирующего натурального волоса. Флейц – плоская кисть для работы с большими поверхностями на фигурной плоской ручке. | Покрытие больших поверхностей водой, краской или лаком, увлажнение и адсорбирование. |